Заметки на полях книги «Доставляя счастье» Тони Шея
Сознательно не называю это рецензией или откликом. Действительно, больше мои заметки на полях. Лишь слегка откорректировала их перед тем, как поставить на сайт.
Книга написана с хорошей долей юмора и самоиронии. Я бы внесла эту книгу в список для прочтения подростками , потому как она показывает, что нужно терпеливо двигаться к своей цели, не бояться пробовать и допускать ошибки, трудиться, совмещая достаточно кропотливый труд и нервные переживания с умением отдыхать и развлекаться. Я получила огромный эмоциональный заряд и вдохновение от прочтения этой книги.
Для меня «Доставляя счастье» — это книга, наполненная счастьем. Читая первую часть книги, задумывалась над тем, счастлива ли я сама, вспоминала счастливые моменты свое жизни и искала повод быть счастливой в те дни, когда читала книгу. Ведь, так или иначе, мы все ищем повод быть счастливыми.
Абзац выше я писала, когда была только в начале книги. Дойдя до 89% :) (такая точность — привелегия Киндл), увидела диаграмму, которая подтвердила и мое понимание концепции счастья, и видение Манфреда Кетс де Вриса, предложенное им в книге «Секс, деньги, счастье и смерть. В поисках себя».
Забавной была также созвучность Шея и де Вриса. Шей пишет: «…Счастьем занимается сравнительно новая область исследований, известная как позитивная психология. До 1998 года почти вся психология концентрировалась на попытках скорректировать человеческие отклонения и приблизить человека к норме. Но большинство психологов и исследователей не удосуживались изучить, что могло бы сделать нормальных людей счастливее.» И де Врис, годом раньше написавший: «…психология должна сменить объект исследования на изучение людей, у которых все складывается удачно, вместо того, чтобы заниматься коррекцией психических отклонений.»
Когда была прочтена большая половина, словила себя на мысли о том, что до сих пор ни слова о прибыли, только об обороте компании. Учитывая, какой путь компания прошла, было бы интересно и поучительно узнать о том, как компания боролась с издержками. Лишь мельком говорит Шей о том, что он призывал сотрудников к жесткому контролю расходов в переломные для компании периоды. Видимо, отсутствие фокуса на технических аспектах борьбы с издержками обусловлено основной идеей книги – доставить счастье читателю, а не погрузить его в технические детали.
История, рассказанная Шеем, больше о том, как его личная самоотверженность, увлеченность и вовлеченность коллег автора, а также созданная ими корпоративная культура помогли построить компанию-лидера.
Читая о том, какое влияние Zappos имеет и имела на всех, кто ее окружал, а также о запущенных инициативах типа Zappos Insights, начала размышлять над тем, насколько правильны мои убеждения в том, что человек сам по себе должен быть движущей силой своего развития. Я уверена в том, что пока у человека нет острой необходимости что-то делать , т.е., нет мотивации к действию, можно учить и рассказывать сколько угодно, но эффект будет невелик. Поэтому в ходе прочтения книги задала себе вопрос, насколько полезны учрежденные компанией семинары и способны ли они поменять видение или мотивацию людей, которые приходят на семинары или читают рассылку. Но уже одно стремление Zappos сделать мир вокруг лучше и на своем примере научить молодых предпринимателей, заслуживает похвалы.
Как специалист по поиску и подбору персонала, я на заре своей карьеры в этой отрасли провела исследование рынка и к своему сожалению обнаружила, что профессиональной литературы по подбору персонала очень мало не только в русскоязычном литературном пространстве (про литературу на украинском вообще молчу), но и в англоязычном. Книгу «Доставляя счастье» я рекомендую как одну из тех, в которых можно почерпнуть массу идей и инструментов для отбора персонала.
Книга также содержит хорошие примеры по внутренним коммуникациям, по выстраиванию отношений с инвесторами, по системе развития людей, которые можно взять за основу и уже доработать с учетом особенностей вашего бизнеса.
Одна из самых главных ценностей книги – описание корпоративной культуры компании, в том числе яркие поведенческие примеры; формулировки ценностей Zappos, которые помогали достигать необходимого финансового результата. Именно того bottom line, который важен инвесторам, особенно если это институциональные инвесторы или небольшая группа физических лиц. Ведь их, по большому счету заботит только финансовый результат, а развитие людей, полезность компании обществу, подходы к построению отношений с поставщиками и клиентами отставлены, как правило, на задний план или вообще игнорируются.
Небольшое озарение посетило меня и в части понимания, что бренд, который ты создаешь, это не что-то, что set in stone. Пример Zappos показывает, что эволюция бренда, эволюция предназначения компании и даже человека — это естественный процесс. Раньше мне казалось, что нужно с самого начала создать что-то, что будет emotionally appealing с самого начала и на всю жизнь компании. Но Тони Шей на примере себя и своей компании показывает, что не стоит бояться меняться и это естественный процесс для тех, кто постоянно стремится быть лучше. Быть лучше самого себя прошлого, прежде всего.
В конце книги содержится хорошее резюме всего, что написал в ней Тони Шей. Мне, честно говоря, это сухое изложение в стиле bullet points, испортило немного впечатление о книге. Ведь тот эмоциональный опыт, который получаешь читая всю книгу, не сравним с практичной применимостью советов и уроков, которые собраны в конце книги.
Читайте, заряжайтесь эмоционально, становитесь счастливыми (для этого надо очень мало — просто находить поводы быть счастливым) и дарите счастье окружающим.
P.S.: Интересно, как в Oracle отнеслись к описанной Шеем работе в этой компании ?
Валерия Казадарова, март 2015 г.
Комментарии